Вопрос: Наша фирма занимается разработкой программного обеспечения как для российских фирм, так и для иностранных.
Просим пояснить в каких случаях мы не должны платить налог на добавленную стоимость.

Ответ:

Программное обеспечение является объектом интеллектуальной собственности, подлежащим правовой охране (п.1. ст. 1225 Гражданского кодекса РФ).

«На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). (статье 1226 ГК РФ).

Исключительное право на программное обеспечение первоначально принадлежит ее автору или коллективу авторов, участвовавшим в его создании.

Юридическое лицо может быть правообладателем в случае, если программное обеспечение создавалось его сотрудниками в рамках трудовых обязанностей, либо другой организацией по договору заказа в соответствии с которым право на программу принадлежит заказчику.

Таким образом, если Ваша фирма разрабатывает программное обеспечение по договорам заказа с заказчиками, то правообладателем исключительных прав будет являться Ваш заказчик, если иное не предусмотрено в Вашем договоре заказа.

Если заказчиком является российская организация, то выручка от реализации работ по разработке программного обеспечения, по техническому сопровождению программного комплекса (настройке программного обеспечения) облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Если заказчиком является иностранная организация, не имеющая филиалов и представительств на территории РФ, то в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, данные работы (услуги) признаются реализованными за пределами РФ, следовательно, отсутствует объект налогообложения НДС (пп.4 п 1.1. ст. 148 НК РФ).

Операции по реализации работ (услуг), за пределами РФ, следует отражать в разд. 7 декларации по НДС.

Иной порядок налогообложения, когда организация разрабатывает программное обеспечение самостоятельно, а затем передает свои имущественные права (исключительные или неисключительные) на основании договора об отчуждении исключительных прав или лицензионного договора.

По договору об отчуждении исключительных прав передаются исключительные права на объект интеллектуальной собственности, а по лицензионному договору передаются неисключительные права.

Передача исключительных или неисключительных прав на программное обеспечение освобождается (льготируется) от уплаты от налога на добавленную стоимость (пп 26 п. 2 ст 149 НК РФ). (Письмо Минфина России от 25.12.2019 N 03-07-08/101302).

Данная норма распространяется и на сублицензионные соглашения (Письмо МФ РФ от 28.02.2019 N 03-07-08/13229, Письмо Минфина России от 28.12.2018 N 03-07-11/96006 и др).
Услуги по предоставлению права пользования программой для ЭВМ на основании лицензионного договора посредством предоставления удаленного доступа к данной программе так же освобождаются от НДС (Письмо МФ РФ от 23.12.2019 N 03-07-08/101179).

Для целей налогового учета не имеет значения, зарегистрировано исключительное право на программное обеспечение в Роспатенте или нет.

Операции, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, следует отражать в разд. 7 декларации по НДС.

Если с российской организацией заключен договор заказа, согласно которому исключительные права остаются у исполнителя, и впоследствии передаются Заказчику по отдельному договору за отдельную оплату, то стоимость работ по договору заказа будет облагаться НДС, а последующая передача исключительных прав – будет освобождаться от НДС.

Обращаем Ваше внимание, что от освобождения от НДС на основании пп 26 п. 2 ст 149 НК РФ отказаться нельзя.