Вопрос: Что такое приоритет товаров российского происхождения? Как определяется является участник закупки российским либо иноcтранным лицом?

Ответ:

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено право Правительства РФ установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых российскими лицами.

Такой приоритет установлен пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление №925).

Относится ли участник закупки к российским или иностранным лицам определяется:

  • юридические лица и ИП: на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации;
  • физические лица: на основании документов, удостоверяющих личность.

Страна происхождения товара указывается (декларируется) участником закупки в заявке на участие в закупке (пп. «а» п.5 Постановления №925). При этом отсутствие такого указания не является основанием для отклонения заявки, однако при оценке заявка будет рассмотрена как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

В чем же выражается приоритет?

Если закупка проводится в форме конкурса либо в иной форме, при которой победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, то при оценке и сопоставлении заявок заявки с предложениями российских товаров, работ, услуг оцениваются по цене на 15% ниже предложенной, однако договор заключается по предложенной цене (при закупке радиоэлектронной продукции, предложения о поставке продукции включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции сравниваются по цене сниженной на 30%).

Например: В торгах участвуют ООО "Ромашка", которое предлагает приобрести отечественные товары за 100 000 рублей и ООО "Лютик", которое предлагает приобрести такие же товары, но иностранного происхождения, за 90 000 рублей. При оценке и сопоставлении Заказчик сравнивает предложения ООО "Ромашка" и ООО "Лютик" таким образом, будто ООО "Ромашка" предложило цену на 15% ниже, чем в действительности (то есть 85 000 рублей). Соответственно ООО "Ромашка" становится победителем, но договор с ним заключается по предложенной цене (то есть на 100 000 рублей).

Если закупка проводится в форме аукциона либо в иной форме, при которой определение победителя проводится путем снижения цены на "шаг", установленный в документации о закупке и победителем становится лицо, предлагающее иностранные товары, работы, услуги, то договор с ним заключается по цене на 15% ниже предложенной (при закупке радиоэлектронной продукции, договоры на поставку продукции НЕ включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции заключаются по цене ниже на 30% от предложенной).